31 мая 2015 г.
Израильские ученые, профессор Ричард Эбштейн и коллеги (Hebrew University, Herzog Memorial Hospital, israelnn.com 03.02.2005 (Molecular Psychiatry)) обнаружили ген в хромосоме 11, определяющий альтруистичное поведение Человека. Данный ген влияет на функционирование рецепторов нейротрансмиттера допамина (пишет израильская англоязычная газета «The Jerusalem Post») и, таким образом определяет способность человека жертвовать собой и своими интересами ради других представителей своего вида. Это, собственно и отличает высших приматов и некоторых высших животных (дельфины, львы, волки, лошади) от животных низших уровней.
Эти выводы полностью согласуются с результатами исследования Мартина Рейтера из Университета Бонна. Он заметил, что наличие или отсутствие маленькой мутации в единственном гене может определять степень альтруизма того или иного человека. Те, у кого этот ген есть, выражают готовность помогать окружающим, в среднем, в два раза чаще.
— Мы вычислили, что люди, у которых присутствует определенная вариация гена COMT, жертвуют, например, в два раза больше денег, — рассказал автор исследования, профессор Мартин Рейтер. Таким образом, была впервые практически доказана связь альтруистического поведения с наследственностью.
Исследователи не случайно сосредоточили свое внимание именно на гене COMT. Он отвечает за выработку в головном мозге нейромедиатора допамина, который во многом определяет социальное поведение у животных и человека. Распространенность же мутации не так велика: «чистый» ген есть лишь у 5% — 10% населения.
Профессор Ричард Эбштейн, возглавляющий группу ученых Еврейского университета и госпиталя Герцога в Иерусалиме, несколько ранее, в 1990-х годах обнаружил так называемый ген риска. О новом исследовании сообщалось в журнале «Молекулярная психиатрия» (перевод на сайте Inopressa.ru). Источник альтруизма – когда кто-то жертвует своими интересами ради интересов других – был важным вопросом в теории эволюции на протяжении многих лет.
Хотя аналоги альтруистического «поведения» встречаются и на уровне простейших, это не является формой осознанного поведения, а скорее походит на свойство самоорганизующихся (по типу вирусов) систем.
Еще Чарльз Дарвин искал ответ на эту проблему. С точки зрения эволюции, альтруизм – это не преимущество, потому что альтруист берет на себя риск, который может быть сопряжен с опасностью для его жизни, ради выживания других. Что толкает Человека на альтруистическое поведение, на акты самопожертвования, ради благополучия и защиты представителей своего и других видов? Какое качество определяет в поведении человека ген альтруизма?
Качество, отличающее Человека от зверей и выделяющее его из животного мира еще со времен Сократа и Конфуция стали называть Совестью. По-видимому в основе чувства Совести, как формы самоконтроля и готовности принимать рискованные решения на благо своей группы (племени, вида) и лежит активная составляющая гена альтруизма, отвечающая за функционирование рецепторов нейротрансмиттера допамина.
Допамин (или дофамин) является одним из химических факторов внутреннего подкрепления и служит важной частью «системы вознаграждения» мозга, поскольку вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения, депривации), чем влияет на процессы мотивации и обучения.
Допамин (дофамин, DA) — нейромедиатор, вырабатываемый в мозгу людей и животных, а также гармон, вырабатываемый мозговым веществом надпочечников и почками.
Допамин – та самая молекула, которая стоит за всеми нашими наиболее чувственными видами поведения и тайными страстными желаниями.
К группе гормонов, отвечающих за наше настроение и уровень адекватного восприятия окружающей среды относится серотонин и эндорфины.
Если дофамин — это «гормон удовольствия», то серотонин — «гормон хорошего настроения».
Серотонин выполняет роль химического передатчика импульсов между нервными клетками. Его часто применяют для лечения депрессий. Серотонин в значительной степени является ответственным за социальное поведение человека. Сон, настроение, аппетит – определяются процессами, протекающими в среднем мозге. Снижение локальной серотониновой медиации (проводимости), является главной причиной суицидального поведения.
Эндорфины – это группа полипептидных химических соединений, по способу действия сходных с опиатами (морфиноподобными соединениями), которые естественным путем вырабатываются в нейронах головного мозга и обладают способностью уменьшать боль, аналогично опиатам, и влиять на эмоциональное состояние. Эндорфины образуются из вырабатываемого гипофизом вещества – беталипотрофина (beta-lipotrophin). Они контролируют деятельность эндокринных желез в организме человека.
Однако распространенное представление о том, что эндорфины в прямом смысле являются «гормонами счастья» или «гормонами радости», лишено всяких оснований, так как их выделение есть следствие (!), но не причина радости.
Итак, допамин, серотонин и эндорфины доставляют человеку особого рода удовольствие, опьянение ненаркотического свойства, некое состояние непродолжительного целенаправленного и концентрируемого психо-транса, легкого экстаза.
Повышение их уровня в крови сопровождается улучшением психофизиологического статуса, повышением настроения, снижением утомляемости, повышением сопротивляемости внешним и внутренним стресс-факторам.
И почти все эти процессы активируется и регулируются группой белков в 11-ой хромосоме.
Биолог Александр Коган из Университета в Торонто, занимаясь изучением функций гормона окситоцина в организме, решил проверить, как этот гормон влияет на эмоции человека. И обнаружил, что людей делает добрыми определенный ген. В наших генах есть три типа рецепторов, которые воспринимают этот гормон и отвечают за его действие на организм: GG, GA и AA. Именно они регулируют количество окситоцина в крови, которое напрямую связано с эмоциями.
В результате многочисленных экспериментов на тест-группах носители типа рецептора GG все как один были названы добрыми и вызывающими доверие. А обладатели модификации генов GA и AA, напротив, характеризовались нейтрально, иногда даже отрицательно.
Образно говоря, белки 11-ой хромосомы стимулируют человека на определенного рода повторяемые реакции в поведении, приводящие его к состоянию, когда он начинает испытывать радость, удовлетворение от ощущения своей нужности, полезности, востребованности представителями своего вида (иногда это распространяется и на представителей прочих видов, домашних животных).
Функционирование рецепторов нейротрансмиттера допамина, обусловленное активностью белков 11-й хромосомы, и удовлетворение, связанное с ними, заставляет человека искать способы постоянной стимуляции последних при помощи определенных поведенческих реакций, именуемых альтруизмом.
Любовь, творчество, слава, признание, благодарность – любое переживание, связанное с этими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови. Получается, именно допамин и эндорфины сделали нас Людьми.
Но удивительной особенностью гена альтруизма, касающейся человеческого вида – Homo Sapiens, – оказалось его неравномерное распределение, особенно в изолированных популяциях. Это подтвердили результаты исследования Мартина Рейтера из Университета Бонна.
Оказывается группа белков, характеризующаяся как «ген альтруизма», и отвечающий за такие истинно человеческие качества, как Совесть, Справедливость, Сострадание, может находится в латентном («спящем») состоянии. Это может происходить в результате многочисленных направленных мутаций, когда определенные белки 11-ой хромосомы, отвечающие за допаминовый цикл и обмен серотонина, в процессе искусственной селекции оказываются «отключены», переведены в инактивированную («спящую» или «угасшую») фазу.
Теперь нам следует сделать небольшой исторический экскурс и бегло рассмотреть характер поведенческих стратегий групп населения, обитавших преимущественно на территории, ныне занимаемой государством, именующимся Россия.
Мы не сможем затронуть появление первых ост-готских племен на берегах Днепра в конце IV начале V веков, и формирование первых славянских («склавены», (греч. Σκλάβήνοι, лат. Sclaueni) — по Иордану, Кесарию Назианзину, Прокопию Кесарийскому) общин, из-за скудности исторических сведений и письменных источников.
Известно лишь, что первые славяне («венеты» или «анты» в византийской терминологии) в начале VI века исправно платили дань греческому номарху и римскому наместнику восточных провинций, а также сарматским ханам (исконному населению поднепровских и донских степей). Чуть позже, VII-IX века н.э. – это исправная дань золотом и «кровью» (живыми невольниками, детьми, девушками) Булгарскому Каганату.
Возьмем для обзора лишь краткий исторический отрезок, богатый историческими и хронологическими источниками, а именно Россию (или Русь) от ее так называемого Крещения. Традиционно, вслед за летописной хронологией, событие принято относить к 988 году. Что же мы увидим?
На протяжении почти всей своей истории (условно с конца X и по начало XXI века н.э.) группа племен, объединенная под этно-этимологическим термином «русские», методично и планомерно истребляла вокруг себя и в своей среде всех, кто мог обладать признаками осознанного стремления к человеческим стратегиям поведения. То есть всеми доступными способами уничтожались все, кто стремился проявлять альтруистическое поведение, в формах, именуемых Совестью, стремлению к Справедливости и Состраданию.
Казалось бы, а как же русская Церковь? Как же святые и подвижники, как же истинно православные примеры сострадания и доброты, нестяжательства и бессребренничества?
При детальном рассмотрении (хроники «Русской Правды» от XIII—XV в.в., и более поздние – Кормчие книги, Мерило Праведное, XVII век (читать на полях и в сносках)), оказывается практически все русские православные «святые» – обычные жулики, а не редко и вовсе самозванцы!
Здесь мы встретим и блуд с наложницами и юными наложниками (!) архиереев и архипастырей, и разврат в монастырях (включая содомию и убиение младенцев, от блуда монахов с монашками); и ничем не прикрытый грабеж населения (нередко голодавшего); и симонию со стяжательством (под видом отпущения грехов); и убийства с грабежом; и разбой, с участием «особ духовного звания» и церковных служителей. Причем даже не рядовых.
Вспомните-ка приснопамятного былинного Илью Муромца, бывшего монахом Муромской обители и, по совместительству, главарем бандитской шайки, «стоявшей на страже» границ русских, и взимавшей систематическую «дань» («рухлядью» и «кровью») с восточных купцов, коих занесла нелегкая сбиться с Великого Шелкового Пути на просторы бандитской Руси.
Феофан Прокопович (личный исповедник и духовник Петра Первого) был знаменит не только своею любовью к книгам и всякому образованию (оказал протекцию М.Ломоносову), но и своим гаремом юных мальчиков. Впрочем и сам Петр I был грешен, помимо множества тяжких пороков еще и бисексуальностью.
А уж про чревоугодие и питие, с широкими загулами на целые погосты – даже упоминать не станем. Мелко. И все это, конечно же делалось с поощрения местной власти (какой бы она не была).
И русская Церковь щедро платила за свои «вольности» любым правителям – от князей и каганов, до номархов и ханов. Все русские православные святые раздавала благословение на любое братоубийство и грабеж. Будь-то резавшие друг-друга в братоубийственной склоке русские князьки, будь-то ордынские ханы или, позже, царьки российские. Лишь бы и им перепадало от этих убйств и грабежа. Уже ль такое поведение можно отнести к альтруизму?
Причем с братоубийством, отцеубийством, детоубийством, насилием и грабежом на придется сталкиваться на любой из страниц русской истории.
Нас могут упрекнуть в необъективности и заявить, что старушка Европа, не говоря уже про Новый Свет – славна преступлениями похлеще. Отнюдь нет. Об этом можно судить, во-первых, по многочисленным письменным источникам (историческим, светским и судебным хроникам). На Руси большинство преступлений против личности и даже против целых народов вообще не считались (и не считаются по сей день!) за преступления. Во-вторых, западная традиция отлична от российской именно тем, что она неукоснительно привыкла следовать закону. Даже неправедные суды Старого и Нового Света, тем не менее, всегда оставляли после себя достаточно источников для позднейших свидетельств и оценки.
Это же утверждает и психолог из Гарвардского университета Стивен Пинкер. Он убежден, что человечество становится менее агрессивными, а в будущем — вообще будет очень добрым. К таким оптимистическим выводам ученый пришел после того, как он изучил археологические данные и документы для поиска информации о древних веках и Средневековье, а также записи о войнах, убийствах и насильственных преступлениях.
Ученый привел пример средневекового западноевропейского общества, которое многим представляется романтичным временем рыцарей, дам и турниров. Однако помимо несоблюдения элементарных правил гигиены и ведения длительных кровопролитных войн, этот период истории характеризуется чрезвычайно высоким уровнем насильственных преступлений. Так, в 14 веке в английских городах соотношение количества убийств к численности населения было в 30-100 раз больше, чем сейчас.
По мнению Пинкера, улучшению «криминогенной обстановки» способствовало усиление роли правительств, судов и органов правопорядка. Так, с усилением консолидации королевств число насильственных преступлений стабильно пошло на убыль. Значительно помогло распространение образования и, со временем, журналистики. Большую роль сыграла также коммерция, благодаря которой, считает ученый, у многих людей развилось чувство взаимного альтруизма.
То есть Стивен Пинкер перечислил все те факторы альтруистической парадигмы, которые порождают соответствующие процессы в социо-культурной среде – усиление роли правительств, судов и органов правопорядка, распространение образования, журналистика и коммерция. Но вот парадокс – именно эти факторы, всегда способствовавшие развитию гражданских прав и свобод, на всем протяжении русской истории по обычаю строго контролировались, а нередко и жестоко пресекались.
Но что же, однако, на территории Руси, и позднее России послужило избранию стратегий поведения, далеких, а то и диаметрально противоположных альтруизму?
По сложности ландшафта и климатических факторов территория, занимаемая полиэтнической группой, именующей себя «русские», ничем особенным не выделяется. Напротив даже, значительные по территории зоны проживания «русских» можно считать крайне благоприятными для развития и процветания.
Более того, многие народы на земле находились и находятся в условиях куда более тяжких и суровых в сравнении с климатом, ландшафтной зоной и даже геополитической ситуацией, складывавшейся на протяжении столетий для «русских».
Однако факт остается фактом, многие народности – целые этнические или культурные объединения – сумели не только продуктивно развиваться и совершенствовать свою культуру, экономику, сферу социальных и правовых отношений, но и намного обойти по всем этим параметрам «русских» .
Приходится признать неутешительный факт. Результатом длительной искусственной изоляции стал генетический перекос огромной части популяции, обитающей от Камчатки до Прибалтики в сторону особей с отсутствующей или хорошо законсервированной, «угасшей» 11-й хромосомой, отвечающей за альтруистическое поведение.
По всей видимости в результате жесткой селекции в геноме «русских» были подавлены те транскрипционные факторы – белки, регулирующие активность генов, – которые отвечали за альтруистические формы поведения.
Именно допамин играет основную роль в обеспечении когнитивной (познавательной, контролирующей) деятельности мозга, от чего в немалой степени зависят такие поведенческие характеристики, как ответственность, самоконтроль, что было доказано в фундаментальном исследовании 1954 года канадскими учеными Джеймсом Олдсом и его коллегой Питером Милнером на крысах (электростимуляцией центра удовольствия в мозгу).
Активация допаминергической передачи необходима при процессах переключения внимания человека с одного этапа когнитивной деятельности на другой. Таким образом, недостаточность допаминергической передачи приводит к повышенной инертности (рассеянности, безучастности) человека, которая клинически проявляется замедленностью когнитивных процессов (брадифрения) и персеверациями.
Данные нарушения являются наиболее типичными когнитивными симптомами болезней с допаминергической недостаточностью – например, болезни Паркинсона, часто сопровождающей сенильные (старческие) процессы в организме, некоторые продуктивные формы шизофрении.
Возникает подозрение, что таким образом, «русские» методичной селекцией добились формирования устойчивой мутации, передаваемой по наследству и характеризующей их массовое поведение, сходное с симптомами болезни Паркинсона, (причем на всех возрастных стадиях) и шизоидными тенденциями.
Возможно этим же объясняется одновременно равнодушие, безучастность, жестокость и патологическая неблагодарность россиян. (Патологическая неблагодарность – хамство). Чем это объясняется?
Тем, что допамин участвует в формировании и закреплении условных рефлексов при положительном подкреплении, и в угасании их, если подкрепление прекращается.
Другими словами, если наше ожидание награды (благодарности) оправдывается, мозг сообщает нам об этом выработкой допамина. Если же награда (благодарность) не последовала, снижение уровня допамина сигнализирует, что модель поведения разошлась с реальностью.
Жестокая реальность россиян, на протяжении веков исключавшая всякое положительное подкрепление альтруистических форм поведения, наоборот, закрепляла противоположные формы поведения, собственно и характеризующиеся как «хамство».
Что касается фактора искусственного подкрепления (стимуляции) центра удовольствия, то здесь на авансцену выходит Серотонин.
Установлено, что он оказывает воздействие на регуляцию потребления алкоголя. Прием алкоголя, вызывающий приподнятое эмоциональное состояние, может являться своего рода компенсацией пониженного уровня метаболизма серотонина. А пониженный уровень серотонина, в свою очередь является одним из свидетельств слабой или нарушенной деятельности белков в 11-ой хромосоме.
Итак, мы установили, что люди с группой активных белков в 11-ой хромосоме, наделенные признаками альтруистичного поведения (Совестью), ощущают своего рода прилив бодрости, сил и радостный экстаз (транс), от того, что жертвуют своими интересами ради интересов других.
Более того, люди, наделенные альтруистической парадигмой поведения (способностью к целенаправленной допаминовой концентрации), остро переживают состояния, лишающие их возможности реализовывать акты сострадания, взаимопомощи, либо состояния, нарушающие чью-то потребность в помощи.
То есть для альтруиста оказывается психологически тяжелым переживание любых форм несправедливости, когда других людей вынужденно ставят в беспомощное положение представители своего или чужих видов (хищники); или когда альтруиста лишают возможности оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Невозможность оказания помощи представителю своего (и даже чужого) вида полноценным человеком воспринимается как форма несправедливого распределения связей и нарушению энергетического баланса (пищевые ресурсы, комфорт, безопасность) между представителями своего (и чужого) вида.
Нормальная эволюция человека, как вида, практически показала, что альтруистические формы поведения дают людям возможность целенаправленно достигать и переживать то особенное состояние радостного экстаза, сопровождающегося активацией допаминового комплекса и выбросом эндорфинов.
Получается, что человек, наделенный Совестью и Состраданием, то есть способный к целенаправленной допаминовой концентрации, сам себя регулярно стимулирует к радости, здоровью и счастью, не смотря на то, что фактически он подвергает себя постоянному риску.
Теперь давайте представим себе тот чудовищный исторический эксперимент (в духе доктора Менгеле), продолжавшийся с момента насильственного объединения и поглощения ряда прибалтийских, финно-угорских племен, некоторых славянских этносов, а также народов Урала, Сибири, Кавказа и Дальнего Востока, под общим названием «русские».
Исторический результат неутешителен.
Искусственно изолировав огромную по масштабам территорию, так называемые «русские» бессознательно, но планомерно селекционировали бастардов, генетически не способных к любым формам альтруистического поведения.
Всякий альтруизм, в виде самоконтроля за своими поступками, во избежание причинения страданий окружающим (Совесть), стремления защищать слабых и беззащитных (Справедливость), или желания жертвовать собой и своими интересами ради других (Сострадание) в среде русских всегда оказывался под самыми жесткими негативными санкциями, то есть почти всегда жестоко преследовался и пресекался.
Антитезой альтруизму можно назвать садизм (по имени первого пациента Л.З. Мазоха), когда удовольствие доставляет причинение страданий жертве (человеку, животному).
Всего за тысячу лет (если помните, мы начали обзор с момента Крещения Руси) группа племен, именующая себя «русскими», произвела целую «революцию» в геноме (своей) изолированной популяции.
Проводя неосознанную, но целенаправленную селекцию отдельных белков в хромосомах своего генома они произвели на свет бесчисленное множество генетических мутантов (уродов), передающих по наследству неспособность к альтруистическому поведению и всему, что может быть с ним связано: открытое общество, гражданские права и свободы, свободное предпринимательство.
Вот откуда звериный облик, животные нравы и повадки русских. Вот откуда их врожденный садизм. Они просто на генном уровне лишены Совести и чувства Сострадания, стремления к Справедливости. Им генетически чужды все эти истинно Человеческие понятия и формы поведения.
И еще один вопрос в заключении.
В свете проведенного исследования уместно ли вообще «русских» относить к Людям и причислять их к роду Человеческому?
Ссылки по теме:
1. «Молекулярная генетика альтруизма»
2. «Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерий до человека»
3. «Ген альтруизма, А.В. Марков»
4. «Альтруизм определяется генами»
5. «Ген альтруизма»
6. «Эволюция альтруизма и P2P2
7. Эндорфины сделали нас людьми? («Элементы», 29.11.2005).
8. А.В.Марков «Эволюция кооперации и альтруизма: от бактерии до человека» Расширенная версия доклада на IV Международной конференции «Биология: от молекулы до биосферы» (15.12.2009);
9. А.Марков «Альтруисты процветают благодаря статистическому парадоксу», Источник: John S. Chuang, Olivier Rivoire, Stanislas Leibler. Simpson’s Paradox in a Synthetic Microbial System// Science. 2009. V. 323. P. 272–275.;
10. «Экономисты исследуют альтруизм» по материалам американского журнала «The Economist, 21.03.02 http://www.economist.comРусский перевод на сайте worldeconomy.ru/;
11. «Психология альтруизма» Ryo Oda, Yuki Niwa, Atsushi Honma, Kai Hiraishi. An eye-like painting enhances the expectation of a good reputation// Evolution and Human Behavior. 2011 (article in press);
12. Лоренц К. Так называемое зло. — М.: Культурная революция, 2008.
13. Савчин М. Духовний потенціал людини. − Івано-Франківськ: Місто НВ, 2010.
14. Francesca Fiegna, Yuen-Tsu N. Yu, Supriya V. Kadam, Gregory J. Velicer. Evolution of an obligate social cheater to a superior cooperator// Nature. V. 441. P. 310-314.
15. Ген альтруизма, Виталий Сараев, «Эксперт» №29 (860), 22 июл 2013
16. Эволюция человека сопровождалась изменением активности генов-регуляторов («Элементы», 13.03.2006)
18. Допамин
19. Почему у России никогда не было крупных военных побед?
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.