Wednesday, November 2, 2016

2 ноября: День депортации карачаевского народа


2 ноября 2016 г.

2 ноября 1943 года был вторник. Этот день навсегда останется в памяти карачаевского народа как “чёрный день”.

На рассвете того дня карачаевцев под дулами автоматов специально привлечённых для этого 60 000 солдат из войск НКВД в спешном порядке погрузили в товарные вагоны и отправили в Среднюю Азию.

69 267 человек, из которых 53,9% составляли дети; 28,1% – женщины и лишь 18% – мужчины – главным образом старики и инвалиды войны. Практически на каждого депортируемого приходился один солдат.

Депортация проводилась тогда, когда подавляющая часть мужского населения находилась на фронте в рядах советской армии. Пока карачаевцы защищали Советский союз, сталинский режим объявил их всех «предателями» и депортировал в чужие края.

Большое количество рассказов о том, как это было, можно прочитать в книгах, посвященных депортации. Во многих семьях еще остались бабушки и дедушки, которые помнят то утро. У каждого из них своя история, и у всех одновременно общая.

Ужас неизвестности, шок и непонимание происходящего – так в нескольких словах можно описать те ощущения всех от мала до велика.

Но это был еще не самый сложный момент. Трудности начались после. Переселенцам было разрешено взять с собой лишь сухой паек, рассчитанный на несколько дней, и одежду. В среднем в “теплушку” погружалось до 50 человек, всего было сформировано 36 эшелонов.

Более 20 дней переселенцы задыхались от тесноты и антисанитарии, мёрзли и голодали, умирали от болезней. На остановках приоткрывали двери телячьих вагонов, наспех выгружали трупы и продолжали путь.

Когда эшелоны наконец прибыли, «спецпереселенцы» были выгружены прямо посреди степи. Питание было крайне ограничено. Люди ели коренья и листья растений, жмых, мерзлый картофель, макуху, люцерну, крапиву, кожу стертой обуви. Как указывается в докладной записке начальника ГУЛАГа наркому ВД, более 70% карачаевцев прибыло к местам расселения без продуктов питания.

«Спецпереселенцы» были расселены небольшими группами на огромной территории от Северного Казахстана до предгорий Памира более чем в 480 населенных пунктах.

С первых дней расселения был установлен специальный комендантский режим, по которому депортированным под страхом каторги запрещалось переезжать из одного населенного пункта в другой или же навещать родственников без специальных пропусков. Они должны были ежемесячно отмечаться в спецкомендатуре. Некоторым приходилось отмечаться ежедневно.

Выселение карачаевцев в начале зимы обрекло их на холод, голод и вымирание. Резкая перемена природно-климатических условий, недостаток пищи привели к массовой гибели людей. В результате погибло более 30% высланных, в том числе 22 000 детей.

После выселения карачаевцев территория области была расчленена на три части. Южная часть отошла к Грузинской ССР, северная, восточная и часть западной – Ставропольскому краю, а западная – Краснодарскому краю. Одновременно менялись и названия населенных пунктов, чтобы ничто не напоминало о карачаевском народе.

Лишь через 14 лет изгнания выжившие смогли вернуться.

Сталин давно планировал решить проблему непокорных кавказских народов, никогда по сути не признававших советской власти. Война предоставила удобный повод для этого. А десятки, сотни тысяч погибших при переселении никого не волновали, равно как и чувства горцев, которых изгоняли с земли, где их предки жили на протяжении многих веков.

Первоначально депортация карачаевцев, чеченцев и ингушей планировалась на осень 1942 года — об этом стало известно еще в 1953 году, во время следствия по делу Берии. Однако напряженная обстановка на Кавказе, куда прорвались немцы, и крупное антисоветское восстание в Чечне не позволили это сделать.

На рассвете 2 ноября 1943 года, в течение двух часов, безвинный и ничего не подозревающий карачаевский народ — 69 267 человек (15 980 семей), из которых 53,9 процента составляли дети (36 670 детей), 28,1 процента женщины (19 444 женщин)  и лишь 18 процентов -  мужчины (12 500 мужчин) — главным образом старики и инвалиды войны — под дулами автоматов специально привлеченных для этого 60 тыс. солдат из войск НКВД, был в спешном порядке погружен в товарные вагоны и отправлен в неизвестность — на восток.

Как указывалось в докладной записке начальника ГУЛАГа наркому ВД, более 70% карачаевцев прибыло к местам расселения без продуктов питания. А на местах питания не было — ели коренья, листья, траву, жмых, мерзлый картофель, макуху, люцерну, крапиву.

Численность депортированных карачаевцев, с учетом высланных в 20–30 годы, демобилизованных с фронта, вернувшихся из трудармии, составляла 78 827 человек
(18 068 семей).

Из доклада Берии Сталину: «…По состоянию на 1 февраля 1944 года на территории Казахской ССР расселено 12 342 семьи спецпереселенцев-карачаевцев с наличием в них 45 500 человек, из них в Южно-Казахстанской обл. — 6643 семьи в количестве
25 216 чел., в Джамбулской обл. — 5699 семей — 20 285 чел. Для обслуживания спецпереселенцев организованы 24 спецкомендатуры, в т.ч. в Южно-Казахстанской области — 13 и в Джамбулской — 11″.

Во всех районах расселения Казахской и Киргизской ССР поступает в райотделения и комендатуры НКВД много заявок в отношении розыска членов семей и соединения с ними. Только в Джамбулской области таких заявлений поступило свыше 2000. В некоторых населенных пунктах зарегистрированы факты со стороны отдельных лиц и местного населения сочувствия карачаевцам». (ЦГА РФ, ф. 5451, оп. 12, д. 212, л. 283).

В результате насильственной депортации в дороге и от голода и холода в первые месяцы ссылки умерло по официальным данным 43 247 человек, из них 22 000 дети. Смертность была настолько высока, что уровень 1943 г. (88 тыс.) карачаевцами был достигнут только к 1959 г., т.е. через 16 лет после выселения. По переписи 1959 года численность карачаевцев составила 81 000 человек.

Отдел мониторинга
Кавказ-Центр

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.