Friday, November 11, 2016

Как пытают в российских колониях


10 ноября 2016 г.

Оппозиционер Ильдар Дадин рассказал, что сотрудники сегежской ИК-7 жестоко избивали его, топили головой в унитазе и угрожали изнасилованием. Об издевательствах и насилии в местах лишения свободы рассказывает множество очевидцев и потерпевших. «Сноб» собрал каталог пыток, которые чаще всего применяют сотрудники российской пенитенциарной системы

«Палестинское подвешивание»
Руки заключенного сковывают наручниками за спиной, затем наручники крепят к решётке камеры, чтобы ноги не касались пола. Чтобы наручники не оставляли следов на запястьях, кисти рук предварительно обматывают мягкой тканью. В таком положении заключённого могут держать несколько суток. «Подвешивание причиняет страшную боль в запястьях, кроме того, выкручиваются локтевые суставы, и чувствуешь дикую боль в спине. Так я висел полчаса», — писал Ильдар Дадин о пытках в сегежской колонии.

«Водолаз»
Заключённого опускают головой в ведро с водой, либо, как в случае с Ильдаром Дадиным, в унитаз — пока человек не начнёт задыхаться. Так, в копейской ИК-1 сотрудники администрации, прежде чем окунуть заключённых головой в унитаз, сначала заставили их раздеться догола и проползти так на четвереньках с первого этажа на второй, где располагаются туалеты.

Избиения
Один из самых распространённых и неоригинальных способов пытки, в котором нередко участвует дюжина палачей как из числа сотрудников колонии, так и «активистов» — заключённых, работающих на администрацию. Чтобы от побоев не оставалось синяков и гематом, орудие избиения обматывают мягкой тканью — например, свитером или ватником, в которых заключённые ходят зимой. В карельской ИК-1 администрация, по словам одного из заключённых, предпочитаетскладывать тяжёлые предметы в валенок, чтобы бить им по голове.

Изнасилование
«После отбоя осуждённые из числа "актива" без сопровождения сотрудников колонии зашли в камеру, где я содержался, схватили меня и увели в другую камеру, где положили на стол. Привязав руки и ноги к ножкам стола, "осужденные-активисты" засовывали мне в задний проход руки, от чего я испытывал невыносимые боль и страдания, у меня текла кровь», — с такой жалобой обратился к правозащитникам один из бывших заключённых ИК-47 Каменска-Уральского. При изнасиловании нередко используются подручные предметы: бутылки, ножки стула, дубинки.

Пытки музыкой
Может применяться к заключённым с неустойчивой психикой: человека помещают в ШИЗО и включают громкую музыку, которая мешает спать, либо по кругу проигрывают одну и ту же песню. Осуждённый шахматист Юрий Шорчев рассказывает, что его принуждали слушать композиции группы Rammstein: «Периодически меня выводили из камеры в коридор, голым ставили на "растяжку" и врубали на полную катушку Rammstein через динамик над головой. От такого сильного звука порой не просто глохнешь — физически ужасно больно, из ушей идёт кровь. Пытка длилась всю ночь. Кстати, тот же Rammstein я слушал вообще каждый день и в камере — через маленький динамик над дверью. Такая музыка могла тоже свести с ума. Хотелось кричать!»

Удавка или пакет
Удавкой может стать любая веревка, ремень или резинка, которые чаще всего используются не самостоятельно, а с пакетом, надетым на голову заключённому. Иногда для усиления эффекта в пакет брызгают перцовым спреем. Если заключённый погибает от удушья, его смерть не составляет труда выдатьза самоубийство.

Распятие
Руки и ноги заключённого растягивают на максимальную ширину и крепят к решётке наручниками или верёвкой. Даже час нахождения в таком положении вызывает боли в суставах, а спустя сутки человек ещё долго не может ходить, сгибать и разгибать руки и ноги. Нередко такое подвешивание сопровождается избиениями и сексуальным насилием.

Пытки суровыми условиями содержания
Для давления на заключённых администрации колоний придумали несколько способов ухудшить условия содержания: отключение отопления в холодное время года и пытки голодом. Об этом писала из мордовской ИК-14 Надежда Толоконникова: «В ШИЗО стоит невероятный холод. Это же старый, ещё с советских времён изученный лагерным начальством ход — создание невыносимо низкого температурного режима в камерах ШИЗО, чтобы наказание превратилось в пытку. Я сижу на узкой холодной скамье и пишу. Сидеть на кровати — или тем более лежать на ней — я не имею права. Тусклый холодный свет, только холодная вода в кране».

Вырывание ногтей
Болезненное вырывание ногтей иногда сопровождается предварительными пытками, при которых под ноготь заключённому загоняют швейные иглы или деревянные щепки. В 2010 году родственники осуждённого Виталия Бунтова, находящегося в тульской ИК-1, принеслиправозащитникам ногтевые пластины в качестве доказательства пыток. Администрация колонии заявила, что заключённый остался без ногтей из-за грибка.

«Приёмка»
Изобретение сотрудников омутнинской ИК-17, о котором рассказалбывший заключённый Михаил Пулин: «Каждый вновь прибывший бежит мимо построившихся фсиновцев, которые бьют его дубинками до тех пор, пока человек не падает лицом вниз. После того, как все прибывшие достаточное время полежали лицом вниз с руками за головой, испачкав плац своей кровью, их гонят в помещение для проведения обысков».

«Промывка»
С помощью клизмы заключённому заливают в прямую кишку до пяти литров холодной воды якобы для того, чтобы сотрудники колонии исключили возможность проноса запрещённых предметов на территорию, рассказал Пулин.

«Хозработы»
Принуждение к уборке жилых, общих помещений и туалетов с помощью, например, зубных щёток. Этот метод также используется в отношении заключённых с заболеваниями: например, больного туберкулёзом заключённого могут выгнать на улицу подметать чистый плац в дождь.

«Джокер»
Разрыв щеки от уголка рта, не обязательно с помощью ножа или другого острого предмета, но и просто усилием рук. Осуждённый карельской ИК-1 рассказал правозащитникам, что сотрудники колонии, прежде чем порвать ему рот, сначала избили его, а затем душили противогазом.

Кипяток
Горячая вода из чайника насильно вливается в рот заключённому. Так, со следами ожогов головы и рта поступил в больницу Алексей Шангин, содержавшийся под стражей в «Матросской тишине», — он погиб, не приходя в сознание.

«Парашютисты»
Заключённого помещают в камеру с осуждёнными, работающими на администрацию, те избивают его, принуждая лечь на пол, а затем прыгают на лежачего со второго яруса кровати. Таким избиениям подвергался не только погибший в «Матросской тишине» Алексей Шангин: по словам бывшего сотрудника КГБ, адвоката Михаила Трепашкина, он также столкнулся с этой практикой в колонии Нижнего Тагила.

«Опустить»
Самый распространённый способ — облить заключенного мочой или просто поселить его в камеру с «гаремом» (осуждёнными, о гомосексуальности которых известно всей колонии). В касту «опущенных» заключённый может попасть разными способами, всё зависит от изобретательности администрации: например, сотрудники Белореченской воспитательной колонии, по словам осуждённых, раздели их догола и заставили мочиться друг на друга.

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.