8 марта 2018 г.
7 марта 1944 года глава НКВД Лаврентий Берия докладывал Иосифу Сталину об успешном завершении депортации народов Северного Кавказа, начатой 23 февраля: "В результате проведенных трех операций выселены в восточные районы СССР 650 000 чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев".
8 марта 1944 года около 40 тысяч балкарцев в 24 часа были депортированы из своей страны в Казахстан и Сибирь.
714 работников НКВД и НКГБ, осуществлявших депортацию, были награждены орденами Красного Знамени и полководческими орденами Суворова и Кутузова "за образцовое выполнение специальных заданий". Кабардино-Балкарская АССР была переименована в Кабардинскую автономную область. А Карачаево-Черкесская автономная область стала Черкесской автономной областью.
Как и некоторые другие мусульманские народы Северного Кавказа, балкарцы подверглись массовому убийству из-за своей «неблагонадежности» Москве.
Вот что писал о причинах депортации кавказцев всемирно известный политолог Абдурахман Авторханов:
Причинами уничтожения горцев Кавказа являлись:
1. Постоянная, непрерывная борьба за национальную независимость чеченцев и горцев Кавказа. Фактическое непризнание ими деспотической системы советского колониального режима;
2. Желание Москвы обезопасить Кавказ как тыл в будущих столкновениях с Западом от неизбежного внутреннего общекавказского национального фронта против советской метрополии;
3. […]; 4. Не только держать Кавказ как стратегическую базу вне внутренней опасности и уязвимости, но превратить его в надежный плацдарм для будущей экспансии против Турции, Ирана, Пакистана и Индии.
Таковы не декларированные, но бесспорные мотивы, которыми руководствуются кремлевские владыки в своей политике истребления кавказских народов.
Первой жертвой этой волчьей политики и стал один миллион горцев- чеченцы, ингуши, карачаевцы и балкарцы…».
Партизанские отряды карачаевцев, балкарцев и др. кавказских народов существовали с начала 30-х годов - со времени подавления массовых восстаний, вызванных коллективизацией.
С началом войны к разрозненным партизанским группам в высокогорье присоединились тысячи и тысячи людей, видевшие в войне между Германией и Советским союзом возможность освободиться от оккупации русско-большевистских орд.
Один из уцелевших командиров балкарских партизан Я. Халаев, в 30-е годы, успевший побывать на Колыме, в августе 1943 года в газете "Газават" привел пример гибели одного балкарского селения:
- «Тысячи балкарцев, кабардинцев, карачаевцев, чеченцев, ингушей и других народов Северного Кавказа уничтожены большевиками в 1941-42 годах за то, что они желали поражения Сталина. Осенью 1942 года только в одном балкарском селе В. Балкария большевики убили 575 мирных жителей, причем убиты только старики, женщины и дети, которые не могли скрыться в горах.
Их жилища дотла сожжены бандами НКВД. Поводом для этой кровавой оргии послужило то, что жители этого села восстановили мечеть и молились в ней за победу немцев...»
Деятельность балкарских партизан особенно усилилось летом 1942 года, с приближением к главному Кавказскому хребту немецких войск. Восставшие оказали существенную помощь вермахту. В частности, отряды карачаевцев захватили стратегически важный Клухорский перевал.
8 марта 1944 года все балкарцы были погружены в вагоны и отправлены в Среднюю Азию и Сибирь.
Переселенцам было разрешено взять с собой лишь сухой паек, рассчитанный на несколько дней, и одежду. В среднем в «теплушку» погружалось до 50 человек, всего было сформировано 36 эшелонов. Более 20 дней переселенцы задыхались от тесноты и антисанитарии, мерзли и голодали, умирали от болезней. На остановках приоткрывали двери телячьих вагонов, наспех выгружали трупы и продолжали путь.
С первых дней расселения был установлен специальный комендантский режим, по которому депортированным под страхом каторги запрещалось переезжать из одного населенного пункта в другой или же навещать родственников без специальных пропусков.
В течение.13 лет балкарцы жили на положении заключенных. В местах ссылки жизнь протекала в условиях особого, специального режима, определяемого жесткими правилами и инструкциями ведомства Берии.
Согласно им, все спецпереселенцы, начиная с грудных младенцев, ставились на специальный учет. Ежемесячно спецпереселенцы обязаны были отмечаться по месту жительства в спецкомендатурах и не имели права без ведома и санкции коменданта отлучаться за пределы района расселения. Самовольная отлучка рассматривалась как побег и влекла за собой уголовную ответственность без суда и следствия. За любое нарушение, неподчинение коменданту они подвергались административному взысканию, уголовному обвинению и аресту.
В ноябре 1948 г. был издан указ президиума Верховного Совета СССР о том, что балкарцы и другие репрессированные народы высланы навечно, без права возврата на этническую родину. Этим же указом режим спецпоселения становился более строгим, ужесточённым.
Документ предусматривал за самовольный выезд из мест поселения 20 лет каторжных работ. А лица, способствовавшие побегу или укрытию спецпереселенцев, подвергались лишению свободы сроком на пять лет.
По этому Указу были осуждены тысячи спецпереселенцев, которые привлекались к уголовной ответственности не за злостный побег, а просто за выезд без разрешения к своим родным в другие селения. Спецпереселенцы могли свободно передвигаться лишь в радиусе 3 км от места проживания. Выход за пределы очерченной зоны поселения расценивался как попытка к побегу.
Балкарский народ выдержал суровые испытания благодаря исключительной стойкости и трудолюбию.
Смягчение режима спецпоселений наступило только после смерти Сталина. Первыми были сняты со спецучета дети до 16 лет, участники войны, неизлечимо больные. Штрафы и аресты, как мера наказания за нарушение режима в местах поселения, были отменены. Но выезд на родину все еще был запрещен.
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.