Tuesday, May 18, 2021

«Human Rights Watch» обвинила Израиль в преступлении апартеида и в преступлениях против человечности

https://www.kavkazcenter.com/russ/content/2021/05/18/119869/Human-Rights-Watch-obvinilo-izrail-v-prestuplenie-aparteida-i-v-prestupleniyakh-protiv-chelovechnosti.shtml
 
18 мая 2021 г.
 
HRW потребовало принять меры для прекращения угнетения палестинцев. Текст заявления опубликован на сайте организации:
 
«Израильские власти совершают преступление апартеида и преступление преследования, которые относятся к преступлениям против человечности», заявила Human Rights Watch в новом докладе.
 
В основе такого вывода лежат всеобъемлющая политика правительства, направленная на сохранение господства израильтян-евреев над палестинцами, и грубые нарушения прав палестинцев на оккупированных территориях, в том числе в Восточном Иерусалиме.
 
213-страничный доклад «Порог перейден. Власти Израиля и преступления апартеида и преследования» посвящен анализу отношения к палестинцам со стороны Государства Израиль. В нем обрисована сегодняшняя реальность, в которой единственная власть – израильское правительство – фактически управляет территорией между рекой Иордан и средиземноморским побережьем, населенной двумя группами примерно одной численности, при этом методично ставя в привилегированное положение израильтян-евреев и угнетая палестинцев, особенно жестко – на оккупированных территориях.
 
«Авторитетные акторы годами предупреждали о рисках скатиться к апартеиду в случае сохранения прежней траектории в отношении Израиля к палестинцам, - говорит Кеннет Рот, исполнительный директор Human Rights Watch. – Наше последнее детальное исследование показывает, что власти Израиля уже перешли эту грань и сегодня совершаются такие преступления против человечности, как преступление апартеида и преступление преследования».
 
Вывод о преступлениях против человечности не затрагивает ни правового статуса оккупированных территорий, в состав которых входят Западный берег реки Иордан, включая Восточный Иерусалим, и сектор Газа, ни самого факта оккупации.
 
Понятие «апартеид» изначально возникло в контексте ситуации в ЮАР, но сегодня оно стало универсальным термином международного права. Запрет крайних форм институциональной дискриминации и угнетения, что, собственно, под этим и понимается, превратился в один из базовых принципов. В Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. и в Римском статуте Международного уголовного суда апартеид квалифицируется как преступление против человечности и определяется как совокупность трех основных элементов:
 
совершение с целью сохранения господства одной расовой группы над другой расовой группой;
 
совершение в контексте систематического угнетения одной расовой группой другой расовой группы;
 
бесчеловечные действия.
 
Понятие «расовая дискриминация» сегодня трактуется как относящееся не только к представителям определенной расы, но и применительно к дискриминации по признаку родового, национального или этнического происхождения, как это определяется в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Human Rights Watch руководствуется именно последним, широким, толкованием.
 
Преступление преследования определяется в Римском статуте и международном обычном праве как серьезное лишение основных прав в рамках дискриминации по признаку принадлежности к какой-либо расовой или этнической группе или общности.
 
Нами установлено, что на оккупированных территориях присутствуют все элементы этих преступлений, причем это происходит в рамках единой политики израильского правительства. Эта политика заключается в том, чтобы сохранить господство израильтян-евреев над палестинцами на всей территории страны и на оккупированных территориях. В последнем случае на такую политику накладываются систематическое угнетение и бесчеловечные действия в отношении живущих там палестинцев.
 
Основываясь на многолетнем мониторинге ситуации с правами человека, на изучении конкретных кейсов и на обработке документов государственного планирования, официальных заявлений и других источников,
 
Human Rights Watch сравнила политику и практику в отношении палестинцев на оккупированных территориях и в самом Израиле с политикой и практикой в отношении еврейского населения в тех же районах. В июле 2020 г. мы направляли израильским властям письмо с предложением представить их видение ситуации, однако до сих пор ответа не получили.
 
И в самом Израиле, и на оккупированных территориях власти стремятся в первую очередь обеспечивать землей еврейские общины, загоняя большинство палестинцев в места компактного проживания с высокой плотностью населения. Введена политика нейтрализации, как это официально именуется, демографической «угрозы» со стороны палестинцев. Например, в Иерусалиме, государственный план развития города, включая его западную и оккупированную восточную части, исходит из необходимости «уверенного сохранения еврейского большинства» и даже приводит желательные демографические пропорции.
 
В стремлении сохранить свое господствующее положение израильские власти систематически дискриминируют палестинцев.
 
Институциональная дискриминация израильтян-палестинцев включает законы, позволяющие сотням небольших еврейских муниципалитетов фактически отсекать палестинцев от местного сообщества, а также бюджеты, в которых на палестинские школы выделяется лишь малая часть средств по сравнению с финансированием школ, где учатся дети израильтян-евреев.
 
Что касается оккупированных территорий, то интенсивность репрессий, включая введение драконовской военной администрации для палестинцев при обеспечении проживающим отдельно на той же территории израильтянам-евреям всего объема прав по образцовому гражданскому кодексу Израиля, достигает уровня «систематического угнетения» как одного из признаков апартеида.
 
Со стороны властей Израиля имел место целый ряд нарушений прав палестинцев. Многие из этих нарушений на оккупированных территориях относятся к серьезным посягательствам на основополагающие права и «бесчеловечным действиям», которые также являются одним из признаков апартеида, а именно: ковровые ограничения свободы передвижения в форме закрытия границ сектора Газа и введения пропускного режима; конфискация свыше трети земель на Западном берегу, сопровождавшаяся принудительным выселением тысяч палестинцев; отказ сотням тысяч палестинцев и их родственников в жилищных правах; приостановление базовых гражданских прав  для миллионов палестинцев.
 
Многие из нарушений, лежащих в основе этих преступлений, не могут быть оправданы интересами безопасности. К ним относятся, в частности, практически полный запрет на выдачу палестинцам разрешений на строительство и снос тысяч домов под предлогом отсутствия такого разрешения.
 
В других случаях интересами безопасности прикрываются демографические цели, как в ситуации с фактическим замораживанием израильскими властями регистрации жителей на оккупированных территориях. Последнее почти полностью блокирует воссоединение семей живущих там палестинцев и лишает жителей сектора Газа возможности попасть на Западный берег. Даже если безопасность действительно в той или иной степени лежит в основе тех или иных решений, это не оправдывает апартеид и преследования, как не могло бы оправдать применение пыток или избыточной силы, отмечает Human Rights Watch.
 
«Лишение миллионов палестинцев их основополагающих прав без каких-либо законных оснований с точки зрения безопасности и исключительно по причине того, что они не являются евреями, это не просто вопрос злоупотреблений со стороны оккупационных властей, –  говорит Кеннет Рот. – Политика, которая обеспечивает израильтянам-евреям одинаковые права и привилегии вне зависимости от места жительства и, с другой стороны, вне зависимости от места жительства так или иначе дискриминирует палестинцев, это политика наделения привилегиями одних людей за счет других».
 
Заявления и действия властей Израиля в последние годы, включая принятие в 2018 г. конституционного закона, провозглашающего Израиль «национальным государством еврейского народа», и растущий корпус законодательных актов, все в большей степени ставящих в привилегированное положение еврейских поселенцев на Западном берегу и не распространяющихся на живущих там же палестинцев, а также массированная экспансия поселений и инфраструктуры, связывающей их с Израилем, не оставляют сомнений в намерении сохранить господство израильтян-евреев. В будущем кто-то из лидеров Израиля, возможно, достигнет с палестинцами некоей договоренности, в рамках которой дискриминационная система будет демонтирована, но сегодняшняя реальность именно такова.
 
Власти Израиля должны демонтировать все механизмы угнетения и дискриминации, которые ставят израильтян-евреев в привилегированное положение по отношению к палестинцам, в том числе в части свободы передвижения, доступа к земле и ресурсам, воде, электричеству и другим услугам, а также в вопросах выдачи разрешений на строительство.
 
Главному прокурору МУС следует обеспечить расследование и уголовное преследование в отношении лиц, в отношении которых имеются заслуживающие доверия указания на причастность к преступлению апартеида и преступлению преследования. Отдельные государства должны возбуждать такое производство в рамках своих национальных судебных систем на основе принципа универсальной юрисдикции и вводить в отношении должностных лиц, ответственных за совершение этих преступлений, индивидуальные санкции, включающие запрет на въезд и замораживание активов.
 
Вывод о совершении Израилем преступлений против человечности должен подтолкнуть международное сообщество к переоценке отношений с Израилем и Палестиной и к принятию подхода, который основывался бы на правах человека и ответственности, а не ограничивался бы буксующим «мирным процессом». Необходимо создание в рамках ООН комиссию по расследованию систематической дискриминации и угнетения в Израиле и Палестине и назначить спецпосланника по преступлению апартеида и преступлению преследования, мандат которого предусматривал бы мобилизацию действий международного сообщества в интересах прекращения таких преступлений во всем мире.
 
Государства должны увязать продажи Израилю оружия и оказание ему военной помощи и помощи в области безопасности с принятием властями конкретных и проверяемых мер по прекращению совершения этих преступлений. Необходимо проверять соглашения, механизмы сотрудничества и все виды торговли и контактов с Израилем на предмет их прямого вклада в совершение таких преступлений, смягчать негативные последствия для прав человека, а в случаях, где такое смягчение невозможно, прекращать деятельность и финансирование, в отношении которых будет установлено, что они способствуют совершению этих тяжких преступлений.
 
«Пока значительная часть мира воспринимает полувековую израильскую оккупацию как временную ситуацию, которая вот-вот будет урегулирована в рамках ‘мирного процесса’, угнетение палестинцев достигло такого уровня и устойчивого характера, что есть основания заявлять о преступлении апартеида и преступлении преследования, - говорит Кеннет Рот. – Те, кто стремится к достижению в перспективе мирного урегулирования, будь то в формате одного государства, двух государств или конфедерации, должны трезво оценить реальную ситуацию сегодня и задействовать правозащитный инструментарий для ее исправления».
 
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.