Saturday, March 30, 2024

Хасуха Магомадов – последний абрек Кавказа


https://www.kavkazcenter.com/russ/content/2024/03/30/122233/znaj-svoyu-istoriyu-khasukha-magomadov---poslednij-abrek-kavkaza.shtml
 
30 марта 2024 г.
 
28 марта исполнилось 48 лет со дня последнего боя Хасухи Магомадова. В течение нескольких десятков лет (с 1939 под 1976 год) каждый день шёл он на смертельный, неравный бой. Хасуха выбрал путь, который мало кому по силам.
 
С семьёй он мог встречаться только раз в несколько месяцев, а то и в год. Ночевал, где придётся: в пещерах, в лесу, в степи. И всегда настороже: спал исключительно на спине, поставив ногу на ногу.
 
Едва засыпал, правая нога соскальзывала, и он открывал глаза. Сырая земля, огромное и не всегда приветливое небо, холодные камни служили ему постоянным жилищем. От непогоды, дождя и мороза согревала бурка, с которой Хасуха не расставался.
 
Ел, что придётся, где удастся, часто голодал. Это была жизнь человека "вне закона", которого преследовали изо дня в день, из года в год. На его поиски снаряжались целые экспедиции, которые, разбив в лесу лагерь, по пять-шесть месяцев прочёсывали окрестности.
 
К нему подсылали провокаторов. Вели разведку местности с вертолётов. Устраивали засады там, где он мог зайти в гости. Высылали из Чечни целые семьи, подозреваемые в связи с ним. А Хасуха свободно передвигался перед носом у врагов, писал им записки, чтобы не преследовали его, если хотят жить.
 
Находясь в постоянной опасности, на грани жизни и смерти, он научился быть осторожнее зверя: ухо его стало чутким, глаз – зорким, походка неслышной, а интуиция – безупречной. Сама по себе смерть не пугала Хасуху. Но и отдавать без боя право свободно ходить по земле он не собирался.
 
Конечно, ему хотелось жить иначе, ведь участи изгоя, скитальца не пожелаешь и врагу. Однако Хасуха стоически переносил невзгоды, считая, что на всё воля Аллаха. Верующий с детства, он всю жизнь, где бы ни находился - в лесу или в поле - в холод и зной молился, совершая намаз. Каждый раз во время намаза просил Аллаха простить его за грехи и не дать попасть живым в руки врага. Вера помогала, поддерживала.
 
Он походил на матёрого волка из чеченской легенды, который преданный своей земле, упрямо стоит против жестокого и беспощадного ураганного ветра, сдирающего с него шкуру.
 
Если бы абрек поведал обо всём, что пришлось испытать ему с того дня, как он вышел на борьбу против режима, то в этой исповеди было бы столько горечи и печали, что хватило бы на сотню человек, считающих судьбу свою трагической.
 
Хасуха был очевидцем многих преступлений, совершаемых первым в мире государством рабочих и крестьян против своих граждан. И он мстил этой власти всеми доступными средствами.
 
Власть в долгу не оставалась. Чеченский народ, объявленный в 1944 году преступным и депортированный в Сибирь и Среднюю Азию, обречённый на вымирание, до дна испил горькую чашу, но смог вернуться на родину через 13 тяжёлых лет.
 
Хасуху Магомадова, последнего из абреков, преследовали до конца жизни. И даже посмертно. Убийство больного, умирающего старика было представлено как ликвидация закоренелого, опасного преступника.
 
Так, в 1976 году редактор республиканской газеты «Грозненский рабочий» Д. Безуглый под псевдонимом Д. Корнилов опубликовала статью «Под сенью Корана», в которой представил Хасуху Магомадова бандитом с большой дороги и врагом Советской власти. Каждый печатный орган времен Советов был рупором официальной политики и идеологии. Но «Грозненский рабочий» при Д. Безуглом, сотруднике КГБ, стал откровенно шовинистическим.
 
Печатному слову в то время очень верили. Руководимая же Безуглым газета могла сфальсифицировать материал против любого уважаемого или высокопоставленного чеченца или ингуша. Готовила такой материал, как правило, с ведома и по поручению КГБ.
 
Хасухе вменяли участие в заговоре с целью свержения Советской власти и в восстании горцев, требовавших отделения Кавказа от Советского Союза, и убийство пятидесяти трёх партийных административных работников (умолчав при этом, что Хасуха тем самым спасался от верной гибели и мстил за преступления). Сила партийной прессы, за которой стояло государство, в то время была такова, что мало находилось смельчаков выступить против неё.
 
Хасуху власти объявили врагом чеченского народа. Но сами чеченцы сохранили в памяти иной образ отважного абрека.
 
***
 
«СПРАВКА (КГБ) об обстоятельствах обнаружения и ликвидации государственного преступника МАГОМАДОВА Х. 28 марта 1976 года недалеко от селения Беной Асланбек-Шериповского сельсовета Советского (ныне Шатойского – Ш.А.) района Чечено-Ингушской АССР был ликвидирован государственный преступник политбандит МАГОМАДОВ Х. МАГОМАДОВ Хасуха, 1905 года рождения, уроженец села Гатен-Кале Советского (ныне Шатойского – Ш.А.) района Чечено-Ингушской АССР, чеченец.
 
В 1939 году, убив одного из жителей хутора Баслага, перешёл на нелегальное положение и состоял в различных политбандах до 1955 года. С 1955 года укрывался с помощью пособников один в горно-лесистой местности Советского района Чечено-Ингушской АССР.
 
Только с 1944 по 1951 годы МАГОМАДОВ Х. в составе указанных банд участвовал в 194 бандпроявлениях, в том числе в 33 убийствах и 10 ранениях работников партийно-советского актива, органов госбезопасности и милиции.
 
За период нахождения на нелегальном положении МАГОМАДОВ Х. лично совершил свыше 30 убийств. 29 ноября 1974 года при проведении операции по его задержанию МАГОМАДОВ Х. был ранен. Однако ему удалось уйти от преследования оперативной группы и скрыться.
 
В этой операции от пули бандита погиб начальник Советского РО КГБ подполковник САЛЬКО Г.К.
 
28 марта 1976 года МАГОМАДОВ Х., вооружённый винтовкой и пистолетом, с большим количеством боеприпасов был обнаружен жителями в ущелье недалеко от селения Беной Асланбек-Шериповского сельсовета Советского района Чечено-Ингушской АССР. При проведении операции был убит. При этом политбандитом был смертельно ранен рабочий совхоза «Ленинский путь» дружинник ЧАБДАРХАНОВ Сайд-Селим.
 
При проведении операции по уничтожению бандита проявили смелость и отвагу сотрудники МВД, КГБ и солдаты в/ч 3394. МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Чечено-Ингушской АССР полковник милиции А.Ф.БУЗ».
 
***
 
Как видим из процитированного документа, убийство тяжелобольного 70-летнего старика, который пришёл на кладбище умирать, было представлено советскими чекистами «успешной» операцией по «ликвидации» особо опасного «государственного преступника» и «политического бандита».
 
Абрек Хасуха Магомадов убит
 
43года назад погиб герой чеченского народа абрек Хасуха Магомадов
 
Отдел мониторинга
Кавказ-Центр
 
 
28 марта 1976 года погиб последний чеченский абрек Хасуха Магомадов
 
https://chechenews.com/28-марта-1976-года-погиб-последний-чеченс
 
28 марта 2024 г.
 
Судьба чеченского абрека Хасуха Магомадова, убитого сотрудниками КГБ 28 марта 1976 года, стала одной из самых ярких и трагических историй движения сопротивления.
 
В 30-е годы, когда огромную страну накрыла волна репрессий, мощному тоталитарному государству объявляет войну чеченец Хасуха, и в течение сорока лет он ведёт неравный бой во имя права жить свободно на земле своих предков.
 
Родился он в небольшом высокогорном селении Шатойского района Чечни в мае 1905 года в многодетной семье. Девять детей Магомадовых росли, как и во всех горских сёлах, без роскоши: одежда старшего переходила к младшему, и так до тех пор, пока совсем не изнашивалась.
 
Хасуха хотел учиться, и его отдали на обучение мулле, однако о дальнейшем образовании не могло быть и речи, так как семья еле сводила концы с концами. Зная арабский, юноша начал самостоятельно изучать Коран и основы мусульманской религии.
 
В девятнадцать лет обзавелся своей семьёй. Русский язык знал неплохо, поэтому местное начальство нередко приглашали его в качестве переводчика. Так Хасуха стал свидетелем многих человеческих драм.
 
В конце 1930-х годов началась эпоха большого террора, интеллигенция и духовенство беспощадно истреблялись: расстреляны литераторы Бадуев, Дудаев, Айсаханов, Озиев, Шадиев. Через все пытки сталинских палачей прошел Абдурахман Авторханов, будущий политолог с мировым именем.
 
Но изменить ход событий Магомадов бессилен. 1939 стал годом его личных бед и несчастий. От его руки погибает односельчанин, дальний родственник Магомадова. Отныне Хасуха становился кровником для родственников покойного, хотя тот перед смертью сказал, что в случившемся виноват сам.
 
Дело передали в шариатский суд. Хасуха признали невиновным. Простили его и родственники погибшего, кровная месть была снята. Но представители власти арестовали Магомадова и увезли в грозненскую тюрьму.
 
Кошмар недолгого тюремного заключения толкает арестанта к побегу. Как-то Хасуха спросил одного из охранников, можно ли убежать из этой тюрьмы. Тот ответил, что за сто с лишним лет отсюда удалось сбежать только одному человеку — абреку Зелимхану. Магомадов стал вторым беглецом из грозненской тюрьмы.
 
Он присоединяется к повстанческому отряду Хасана Исраилова, бывшего корреспондента московской «Крестьянской газеты», осуждённого на 10 лет за «контрреволюционную пропаганду». В одном из боёв Исраилова убивают.
 
Хасуха и его товарищи устраивают засаду, и двадцать человек остаются лежать на горной дороге. На следующий день в ущелье была брошена целая дивизия, однако безрезультатно. Магомадов неуловим.
 
В начале 1944 года в сёлах Чечни расквартировали, переодетых в красноармейцев, работников НКВД. А через неделю в сёлах было больше солдат и чекистов, нежели жителей. Постояльцы, которые жили в домах горцев, оказались карательными отрядами.
 
80 эшелонов, до отказа набитых растерянными, ничего не понимающими горцами, понеслись в холодные степи Киргизии и Казахстана. В эти дни Магомадов стал свидетелем бесчеловечного преступления в селении Хайбах, где в конюшне имени Берия (именно так называлась колхозная постройка) были заживо сожжены 705 жителей окрестных сёл.
 
Теперь мстителя уже не останавливало ничто, кровь убитых будет взывать до конца его жизни. Будучи очевидцем многих преступлений, совершаемых первым в мире государством рабочих и крестьян против «своих граждан», он мстил этой власти всеми доступными средствами.
 
Особо усердствующих чекистов Хасуха расстреливал, расстреливал и мародёров, которые растаскивали брошенное имущество. Но никогда не трогал женщин, детей и беззащитных стариков – это был кодекс Чести.
 
Если бы абрек поведал обо всём, что пришлось испытать ему с того дня, когда пустился он в бега, то в этой исповеди было бы столько горечи и печали, что хватило бы на сотню человек, считающих судьбу свою трагической.
 
До дна испив горькую чашу, чеченцы через тринадцать тяжёлых лет вернутся на родину. У Магомадова родину отобрали навечно. С семьёй он мог встречаться только раз в несколько месяцев, а то и в год. Ночевал, где придётся: в пещерах, в лесу, в степи. И всегда настороже: спал исключительно на спине, положив ногу на ногу. Едва засыпал, правая нога соскальзывала, и он открывал глаза.
 
Сырая земля и холодные камни служили ему постоянным жилищем. От непогоды и мороза согревала бурка, с которой Хасуха не расставался. Это была жизнь человека вне закона, которого преследовали изо дня в день, из года в год. На его поиски снаряжались целые экспедиции, которые, разбив в лесу лагерь, по пять-шесть месяцев прочёсывали окрестности.
 
К нему подсылали провокаторов. Вели разведку местности с вертолетов. Устраивали засады там, где он мог зайти в гости. Высылали из Чечни целые семьи, подозреваемые в связи с ним, и он всё реже стал появляться в сёлах, но при этом свободно передвигался под носом у врагов, писал им записки, чтобы не преследовали его, если хотят жить.
 
Невероятно, но ему удалось инкогнито на три месяца лечь в республиканскую больницу Грозного и подлечиться. Уходя из больницы, Хасуха оставил записку: «Спасибо за хорошее лечение. Хасуха».
 
Находясь в постоянной опасности, на грани жизни и смерти, он научился быть осторожнее зверя, походя на матёрого волка из чеченской легенды, который упрямо стоит против жестокого и беспощадного ураганного ветра, сдирающего с него шкуру.
 
Зима 1975-1976 годов была самой тяжёлой для Хасухи. Она выдалась снежная и холодная. Добывать пищу с каждым днём становилось всё труднее. Да и болезни давали о себе знать. Люди боялись наказания со стороны властей и избегали встреч с Хасухой. Он понимал, что дни его сочтены.
 
Теперь у него была одна мечта: умереть по-человечески и быть похороненным, как положено правоверному мусульманину. В конце марта 1976 года он посылает брату записку, чтобы тот пришёл на кладбище и похоронил его. Тяжело больной, он несколько суток проводит там в ожидании смерти. Сам копает себе могилу. Заметив вооружённого старика, школьники рассказывают об этом родителям, а те ставят в известность милицию.
 
Узнав, что его обнаружили, Хасуха решает пойти на другое кладбище. Но тут его окружают милиция и односельчане. Хасуха сидел на берегу ручья, опираясь на палку, что-то шептал. С шеи на ремешке свисал бинокль, у пояса болтался кинжал, из-под накинутой на плечи плащ-палатки торчала боевая винтовка. На этот раз деваться было некуда, и Хасуха понимал это.
 
Особо ретивый комсомолец-активист кричал ему, чтобы он сдавался. Старик не откликался. Ему нужно было успеть выкопать себе могилу. Начало темнеть. Местные жители, в большинстве просто любопытные, зажигали шины и пускали их вниз, надеясь увидеть последнего абрека. Никто не решался к нему подойти, хотя все знали, что он тяжело болен и пришел сюда умирать. Об этом предупредил преследователей и сам Хасуха. Тем не менее, парень-активист вновь крикнул: «Ты окружён! Люди не выпустят тебя. Сдавайся, Хасуха».
 
В ответ последовал выстрел. Хасуха дважды не предупреждал. Сайд-Селим, так звали парня, был смертельно ранен. В темноте кого-то различить было трудно, Хасуха стрелял на голос. Стоявший рядом с убитым парнем сотрудник милиции выпустил из автомата всю обойму. Всю ночь пускали вниз горящие шины.
 
Двое суток никто не решался спуститься вниз. На третий день власти разыскали старшего брата Хасухи, вручили ему автомат и, убеждённые, что тот в брата стрелять не будет, заставили его спуститься к кладбищу. Хасуха был мёртв.
 
Автоматная очередь прошила ему голову. Смерть наступила мгновенно. Он лежал недалеко от воткнутой в землю небольшой рогатины. Хасуха уже не мог крепко держать винтовку и, чтобы стрелять без промаха, использовал эту рогатину.
 
C чувством исполненного долга и гордясь одержанной победой, сотрудники КГБ отвезли труп Хасухи в Грозный. Его фотографировали при оружии и без него и взвесили. Он весил тридцать шесть килограммов. И шёл ему 71-й год.
 
А в Москву на Лубянскую площадь ушла срочная депеша, что последний абрек в стране уничтожен. Власти отказались выдать его тело, родственникам пришлось выкупать труп за деньги.
 
www.rfi.fr

No comments:

Post a Comment

Note: Only a member of this blog may post a comment.